9—12 месяцев

Физические способности

Перемещение: большинство детей ползает или пе­ремещается вокруг мебели, некоторые ходят само­стоятельно. Обретает все большую уверенность, стоя на ногах. Пользуется руками, чтобы манипули­ровать предметами и исследовать; перекладывает предмет из одной руки в другую; держит предмет одной рукой, исследуя его другой; стучит по пред­мету, трясет и гнет его, чтобы разобрать на части.

Мыслительная деятельность

Малыш знает, что предмет продолжает существо­вать, даже когда он не видит его; может решать про­стые проблемы. Проявляет настойчивость в том, что делает, и ус­танавливает взаимосвязь (если нажать на кнопку, из коробки выскочит человечек); может быстро сосре­доточиваться на том, что его интересует. Может отвлечься от своего занятия, а затем сно­ва вернуться к нему; может связать две идеи и по­строить план (например, съесть печенье и подполз­ти к буфету, чтобы взять его). Это создает ощуще­ние, что поведение ребенка осмысленно, поскольку он не просто реагирует на ситуацию.

Речь

Понимает простые команды, такие,, как «Нет!». По­нимает и может произнести одно-два слова; обща­ется звуками и действиями. Может имитировать звуки. Сопоставляет лицо с голосом- ищет знакомого человека, когда услышит, что он заговорил. Может отличать различные выражения лица.

Навыки общения

У ребенка уже сформирована центральная привя­занность к одному человеку, и он зависит от него или от нее. Ждет похвалы или неодобрения. Цепляется за вас и плачет, если оставить его с не­знакомыми людьми; любит все время оставаться ря­дом с вами или своими нянями; у него может поя­виться любимый предмет. Выражает свои намерения. Следует за вашим взглядом, смотрит туда, куда смотрите или указываете вы. Затевает игры и играет с вами; понимает соци­альные сигналы и имитирует то, что делаете вы.

Самосознание

Знает свое имя; прикасается к своему изображению в зеркале, но не узнает себя.

Эмоции

Ребенок рад видеть вас; зовет вас утром и нуждается в том, чтобы вы прощались с ним, когда соби­раетесь уходить; его пристрастия более предсказуемы — боится не­знакомых людей и испытывает при­вязанность к ближайшим родствен­никам и людям, ухажива­ющим за ним, — к роди­телям, братьям и сестрам, бабушкам и дедушкам, няням и воспитателям.

12—18 меся­цев

Физические способности

Стоит на одной ноге с поддержкой, ходит, сидит. Может кидать мяч. Примерно к четырнадцати меся­цам он может быть в состоянии поло­жить один кирпич на другой. Может вращать кистью руки и кормить себя; мо­жет использовать каталку; толкать тележку и возить за собой предметы. Может подниматься и спускаться по лестнице.

Мыслительная дея­тельность

Распаковывает посылки; снимает с коробки кры­шку. Может собрать из мо­заики простые фигуры. Называет некоторые предметы и понимает названия остальных. Изучает окружающий мир и в общем плане более целеустремленный и настойчивый.

Речь

Лепечет и использует от пяти до двадцати слов. Пользуется множеством знаков и делает всевоз­можные попытки к общению. Понимает больше, чем может сказать.

Навыки общения

Играет в ладушки. Отвечает на просьбы и останавливается, когда его просят. Все внимание ребенка обращено на главных лю­дей в его жизни: на родителей, няню, воспитателя. Любит других детей; может предложить игрушку, но не играет (хотя непременно станет играть со старшими братом или сестрой).

Самосознание

Знает собственные возможности. Может показать вам свои ботинки, если вы попро­сите. Везде сует нос. Дразнится. Хочет, чтобы все было по его; если не получает же­лаемого, протестует. Не забывает мгновенно. Меньше цепляется за вас, отходя на все большее расстояние. Любит смотреть на себя в зеркало.

Эмоции

Выражает предпочтения. Выражает эмоции: любовь, тревогу, страх. Любит быть с другими детьми.

18 месяцев — 2 года

Физические способности

Взбирается на стул; уверенно бегает и поднимается по лестнице; залезает на металлическую лестницу или горку. Толка­ет игрушки впереди себя и тя­нет их за собой. Улучшается ко­ординация рук, и ребенок может построить баш­ню из большого числа кубиков. Останавливается, чтобы поднять игрушку, и не падает.

Мыслительная деятельность

Называет знакомые предметы. Планирует деятельность: изучает, наблюдает, ис­следует.

Речь

Произносит пятьдесят-двести слов. Начинает использовать предложения, состоящие из двух слов. Использует местоимения «я» и «ты». Выполняет словесные инструкции. Слушает простые песни и сказки.

Навыки общения

Пытается писать. Любит играть вашими вещами и имитирует ваши действия; любит «взрослые игрушки», та­кие, как кухонные принадлежности и га­зонокосилки. Следует простым указаниям и коман­дует окружающими людьми. Пробует, от­стаивает, зака­тывает исте­рики и часто говорит «Нет!». В восемнадцать ме­сяцев играет парал­лельно с другими детьми, но к двум годам может начать иг­рать сов­местно с теми детьми, которых хорошо знает. Начинает повторять ваши намерения, а не только действия.

Самосознание

Знает части тела мишки или куклы. Узнает себя в зеркале. Спорит с вами. Хочет все делать сам и самостоятельно принимать решения. Высоко развито чувст­во собственной важности

Эмоции

Требует неза­висимости и может сильно возмущаться, ес­ли что-то происходит не так, как хочет он. Смеется и сильно радуется. Устраивает истерики.

2-3 года

Физические способности

Подпрыгивает и скачет на одной ножке. Поднимается и спускается по лестнице.  Знает что опасно, а что нет. начинает одеваться и раздеваться самостоятельно.

Мыслительная деятельность

Называет многие предметы. Начинает усваивать такие понятия, как «один» и «много».  Уважает правила. Часто задает вопросы.

Речь

Высказывает мысли и идеи. Любит говорить. Понимает «вверх», «вниз», «потом», «сейчас»

Навыки общения

Любит быть с людьми и играть с другими детьми. Любит быть «как большой». Любит бегать.

Самосознание

Сравнивает себя с другими. Выражает предпочтение. Выражает гордость. Дорожит своими вещами.

Эмоции

Независим, старается обслуживать себя сам. Менее агрессивен. Пользуется языком, чтобы выразить желания и чувства. Проявляются зачатки чувства юмора.

3—5 лет

Физические способности

Бегает, внезапно убегает и останавливается, дви­жется вперед и назад; бе­гает галопом, скачет на одной ножке, прыгает, высоко поднимая пятки и вытягиваясь при призем­лении. Поднимается и спускается по лестнице, чередуя ноги. Манипулирует мелкими предметами. Бросает и может поймать большой мяч. Одевается, но все еще может испы­тывать трудности со шнурками, мел­кими пуговицами и «молниями».

Мыслительная деятельность

Без устали говорит и задает вопросы. Начинает понимать, что означают числа. Может называть причины и обсуждать их; решать более сложные задачи. Часто сравнивает и может убрать после игры не­сколько предме­тов. Называет мно­гие цвета. Начинает про­являть симпатию и сопе­реживать другим; пла­чет над гру­стными рассказами. Понимает, что вы не видите того, что видит он, и охотно дает объяснения. Представляет себя в роли другого, говорит за свои игрушки и дает себе наставления во время игры.

Речь

Высказывает мысли и идеи, ис­пользуя наряду с настоящим временем прошедшее. Выражает словами чувства, любит говорить. Различает реальность и во­ображаемый мир; говорит: «Представь, что ты мама, а я буду папой».

Навыки общения

Более послушный и по­кладистый с вами, но час­то спорит с братьями и се­страми и с другими детьми. Большинство детей к этому возрасту перестает устраивать истерики. Любит быть с другими деть­ми, но может спокой­но играть наедине с собой. Любит бегать, особенно вместе с другими детьми. Испытывает скуку и сообщает вам об этом. Выражает веселье. Начинает рассказывать смешные истории, но не понимает, что в них смешного. Играет роли телевизионных персона­жей и героев фильмов; имитирует дру­гих детей.

Самосознание

Занят тем, что подумают другие, поэто­му может отказаться носить шорты или настоятельно требовать надеть розовое. Сравнивает себя с другими детьми и с тем, что у них есть и что им позволено. Сообщает, кого и что любит. Любит делать «взрослые вещи», напри­мер, выбирать в магазине вещи и оплачи­вать их.

Эмоции

Независимый; может настойчиво пытаться все делать сам. Более зависим от других детей.  Лучше осознает, как нужно вести себя, и более подвержен влиянию культуры других детей, что вы можете не одобрить (например, мальчики не должен плакать, а девочки должны быть послушными)


Делаю материал для развития, обучения и игр с детьми на заказ. Смотреть работы >>